В этом году исполняется 200 лет со дня рождения земляка, с именем которого непосредственно связано название нашей станицы - генерал-майора Степана Степановича Тацына. На протяжении долгого времени сами носители этой фамилии писали её через букву «ы», именно так написана она во всех документах, сохранившихся до наших дней. Поэтому и мы будем придерживаться этой традиции.
От Быстрянской до Мариновки
Тацыны - одна из старейших фамилий на Дону. С историей нашего района связана судьба рода Тацыных, приписанного к станице Новочеркасской. Примерно в конце 40-х годов 19 века в Донецком округе на правом берегу реки Быстрой в районе балки Долгой получил Степан Тацын в надел 744 десятины земли. Возникшее здесь поселение первоначально фигурировало под названием Тацын (Быстрянский) и на 1859 год в нём числилось 20 домов и 55 жителей. В списке населённых мест за 1878 год это уже посёлок Мариинский-Тацын Карпово-Обрывской волости, насчитывавший 40 дворов и 273 жителя. К концу 19 века закрепилось окончательное название – Мариновка.
Семья Тацыных
Отец будущего генерала имел немало заслуг и отличий. Начав службу в 1800 году простым казаком, Степан Фёдорович Тацын уже в 1803 году получил первый офицерский чин хорунжего. Участник Прусской кампании 1806-1807 гг., за отличия в боях с французами награждён золотым крестом за «Прейсиш–Эйлау», золотой саблей с надписью «За храбрость» и чином сотника. Во время русско-турецкой войны все чины Степан Фёдорович получал за успехи в сражениях, дослужился до войскового старшины. Награждён орденами «Св. Анны» 2-й степени и «Св.Владимира» 4-й степени. Участник Отечественной войны 1812 года, отмечен орденом «Св. Георгия» 4-й степени. В одном из боёв был тяжело ранен в левую руку. С 1815 года - командир полка своего имени. В подарок от вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны получил перстень. Портрет Степана Фёдоровича Тацына сохранился в Новочеркасском музее донского казачества. Быть бы Степану Тацыну генералом, но в 1828 году он погиб в бою во время очередной русско-турецкой войны в окрестностях крепости Шумлы. Его сыну Степану шёл в это время двенадцатый год.
От урядника до генерала
27 декабря 1816 года в семье войскового старшины Степана Тацына родился первый сын, получивший, как и отец, имя Степан. Обучался Степан Степанович в частном учебном заведении, что было не совсем характерно для того времени. Службу начал урядником 21 сентября 1833 года. Несколько лет прослужил в Атаманском полку, пока в 1837 году не был произведён в хорунжие и направлен на Кавказ, где исполнял обязанности адъютанта походного атамана. Там он и получил очередной чин сотника. После службы на Кавказе, став поручиком, поступил в Лейб-Гвардии Казачий полк, где прослужил пять лет. В 1851 году подполковник Тацын назначен командиром полка № 19 и опять направлен на Кавказ. Воевал против чеченцев вместе со знаменитым Яковом Петровичем Баклановым. За отличия в боях против горцев уже осенью 1851 года Тацын награждён орденом «Св.Анны» 2-й степени. В следующем 1852 году, 27 марта отряд под командованием Меллер-Закомельского взял штурмом аул чеченского наиба Талгика. Сам чеченский военачальник смог бежать, но всё его имущество, значок и две пушки достались победителям. В этом сражении отличились 1-я, 2-я и 6-я сотни 19-го полка Тацына. За этот бой пять офицеров получили ордена «Святой Анны» 3-й или 4-й степени, шесть казаков получили «Георгиевские кресты», а полковник Тацын - орден «Св. Анны» 2-й степени с императорской короной.
В апреле 1854 года, в связи с началом новой войны с Турцией, Степана Тацына назначили командиром полка № 57 и направили в Крым. Его полк прибыл в Крым как раз вовремя - в июне здесь высадился англо-французский экспедиционный корпус для осады Севастополя. Первой воинской частью, вступившей в визуальный контакт с десантом неприятеля, и стал казачий полк полковника Тацына. Казаки вели наблюдение и разведку, а также, выполняя приказ русского командования, уничтожали всё, чем мог воспользоваться неприятель: любые постройки, запасы сена и дров. Вражеские офицеры писали в своих письмах и воспоминаниях, что с первого дня русская кавалерия и казаки постоянно «маячили вокруг». Это обстоятельство постоянно держало врага в напряжении, и «ни один солдат не рисковал отойти дальше, чем на 20 шагов от своих товарищей без риска быть захваченным в плен казаками». Английский генерал Браун, имевший неосторожность в первый день высадки немного удалиться от своих войск, только каким-то чудом избежал плена.
Современные исследователи Крымской войны так оценивают вклад казаков: «Волею судьбы казачий полковник Тацын оказался единственным, кто, ведя свою малую войну, пытался в течение первых нескольких дней начавшейся кампании хоть как-то наносить врагу вред. Удивительно, но многие из тех, кто пишет о Крымской кампании, об Альминском сражении упоминают лишь номинально. На деле этот труженик войны заслуживает все-таки большего». Полк Тацына принимал участие и во всех крупных сражениях на Крымском полуострове - у Альмы, Балаклавы и Инкермана. Во главе 57-го полка он оставался в Крыму до осени 1856 года. Последней военной кампанией, в которой он принял участие, стала Польская кампания 1863-1864 гг. За последующие отличия по службе Степан Степанович был награждён орденом «Св. Станислава» 2-й степени с императорской короной, бриллиантовым перстнем и 2 февраля 1867 года произведён в генерал-майоры.
Дата смерти генерала Тацына неизвестна. Его сын Евгений Степанович служил в гвардии, но недолго. Получив своё первое офицерское звание корнета, он вышел в отставку, поселившись в родовом имении. В его личное пользование был выделен надел земли на левом берегу реки Быстрой по балке Таловой. Именно по этой земле и будет проложена в дальнейшем железнодорожная ветка Лихая-Царицын. И именно с именем Евгения Степановича Тацына связана история возникновения сначала названия железнодорожной станции Тацынская (позднее Тацинская), а потом и нашей станицы. В них, пусть и немного искажённом от первоначального имени, увековечена фамилия славного казачьего рода Тацыных.
Андрей Харитонов, историк-краевед.
Фото из архива музея